Поощрение и наказание в семье
Руководитель службы Е. Новикова
В хорошей семье наказания никогда не бывает, и это
самый правильный путь семейного воспитания
А.С. Макаренко
Каждый из родителей не раз задавал себе вопрос: «Стоит ли наказывать ребенка за проступок? Если да, то какова должна быть мера наказания за него?» А.С. Макаренко считал, что наказание - это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо. Но вот определить эту необходимость – задача каждого родителя.
Наказание – один из методов воспитания, позволяющий родителям при необходимости продемонстрировать ребенку свое осуждение его поступков или мотивов поведения.
18 октября 2011 года на базе МБУ «Центр социальной помощи семье и детям» состоялось очередное заседание социальной психолого-педагогической службы поддержки родителей «Школа для родителей» на тему: «Поощрение и наказание в семье».
Родителям предстояло осмыслить свой воспитательный опыт в свете новой для них информации и освоить некоторые навыки, приводящие к снятию необходимости наказания.
В ходе заседания родители единогласно сошлись во мнении: «без наказаний воспитывать ребенка невозможно», забыв, что, наказывая ребенка, мы часто не задумываемся о влекущих за наказанием психологических проблемах. Существует определенная мера ответственности родителей за жестокое обращение с детьми. Заведующая отделением социально-профилактической работы по Западному округу МБУ «Центр социальной помощи семье и детям» Пресс Жанна Валерьевна обозначила суть этой проблемы, делая акцент на юридической подкованности современных детей, которые могут самостоятельно найти правовую защиту, что повлечет наказание уже родителей.
Разобраться с вопросом места методов поощрения и наказания в системе семейного воспитания помогли родителям: социальный педагог Польшикова Наталья Владимировна и педагог-психолог Сульженко Юлия Александровна, МОУ СОШ № 49. Они объяснили, как наиболее эффективно применять эти методы в повседневной жизни.
Специалисты ответили на вопросы родителей, касающиеся методов воспитания, были выданы памятки по соответствующей тематике.
В завершении заседания было предложено стремиться к тому, чтобы свести к минимуму метод наказания в процессе воспитательного взаимодействия с ребенком и прислушиваться к мнению педагога Василия Александровича Сухомлинского. Он говорил о том, что наказание, если справедливость его сомнительна, огрубляет человеческую душу, озлобляет и ожесточает ее.
Поэтому, прежде, чем наказать ребенка не нужно забывать о том, что самое главное у нас в жизни, было, есть и будет – это любовь к детям.