«Брак, супружество, семья»
Итак, как же сочетаются пресловутые три явления - брак, супружество, семья? Разумеется, идеальная ситуация - когда они триедины (или как нынче модно говорить - "в одном флаконе"): мужчина и женщина объединены общими "понятиями" семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обязательствами брака (причем пошли они на это исключительно из своих интересов, которые на данном этапе совпали с общегосударственными). Безусловно, у каждого человека свое понимание сути семьи, и каждый из нас по-своему представляет, как нужно строить отношения. Наиболее актуальным этот вопрос является для представителей молодого поколения, задумывающихся о создании семейного союза. Главным подтверждением этому служит тот отклик, который нашла данная тема в среде студентов 4 курса факультета физической культуры и спорта Белгородского Государственного Университета. 8 декабря 2009 года планировалось проведение лекции, но получилась самая настоящая беседа, во время которой студенты задавали интересующие их вопросы, горячо дискутировали с лектором и между собой. Обсуждались основные особенности и типы современной семьи, факторы добрачного периода, влияющие на развитие дальнейших супружеских взаимоотношений и отвечающие за успешность брака.
Так же была затронута тема модного и распространенного в наше время внебрачного сожительства, принятого красиво называть «гражданский брак», когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, официально не регистрируют свои отношения, даже тогда, когда может или уже появился ребенок. Среди аргументов в защиту права на существование «гражданского брака» лидирующее первое место занял тот факт, что у партнеров нет определенных обязательств друг перед другом. Аргументов «против» было так же предостаточно: в первую очередь – это иллюзированное ощущение свободы, поскольку в обществе любой человек свободен настолько, насколько его действия не ущемляют свободу других. Второе - совместное проживание само по себе ограничивает обоих в свободе: и личностной (хотя бы частично каждому сожителю придется подчинять свой жизненный график интересам другого), и экономической (финансировать питание и быт все равно придется обоим), и сексуальной (как минимум с учетом большого количества заболеваний, передающихся половым путем). И третье: такие "подвешенные" отношения, когда оба вряд ли скажут с уверенностью, будут ли они вместе завтра и послезавтра, ограничивают обоих и в повышении своего социального статуса, поскольку неизвестно, стоит ли им покупать, к примеру, новую машину или большую квартиру? Да и вообще делать ли какие-то значимые вложения, если неизвестно, кому из них всё это будет принадлежать завтра, и не придется ли через некоторое время покупки и прибыли делить со скандалом? Точно так же сожители не свободны и в решении "детского вопроса", хоть нередко они так не считают.
Да, в подобной ситуации в первую очередь не свободна женщина, которой зачастую в последствии предоставляется возможность в одиночку растить и воспитывать ребенка. Но не свободен и мужчина - даже если он сбежал окончательно: не свободен от общественного порицания (кое-где это поныне значимо), от возможных проблем с родственниками этой женщины, а то и от судебного иска о признании отцовства…
Собственно, это ответ всем тем, кто предъявляет претензии типа "почему браком считается только тот, который записан в пыльных журналах ЗАГСа, а остальные называются сожительством? " Загс решаем лишь экономические и юридические проблемы, а браки совершаются всё-таки на небесах. Настоящая любовь способна пройти через многие испытания, в том числе и через "фактические брачные отношения".
И даже если кто – то с жаром возразит, что вам все эти взаимные обязательства не нужны, потому что "мы любим друг друга и этого достаточно!" - тоже ваше право: не нужны так не нужны. Однако, во-первых, не стоит забывать, что однозначного определения любви пока нет, и каждый волен понимать ее по-своему. А расхождение в оценках этого чувства зачастую может привести к серьезным разногласиям и разочарованиям. И, во-вторых, недаром старинное пожелание новобрачным, дошедшее до наших дней, звучит так: "Совет да любовь!" Обратите внимание - любовь тут на втором месте, а прежде всего молодым желают "жить в совете", то есть быть единомышленниками, теми самыми супругами, которые "одна сатана". Так что увы: для полноценных брачно-семейных отношений, как это ни цинично звучит, одной любви недостаточно.
Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи и помнить, что если поддерживать семейный очаг и дуть на него с одной стороны, он рано или поздно погаснет.
Психолог организационно – методического отделения В.В. Негребецкая